«Рекомендации на случай, если Вы оказались в тяжёлой жизненной ситуации, повлекшей просрочку, невыплату платежей»

РЕКОМЕНДАЦИИ НА СЛУЧАЙ,
ЕСЛИ ВЫ ОКАЗАЛИСЬ В ТЯЖЁЛОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ПОВЛЕКШЕЙ ПРОСРОЧКУ, НЕВЫПЛАТУ ПЛАТЕЖЕЙ



    С 1 января 2017 года вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее – Закон).
Данные положения устанавливают ограничения, условия и порядок деятельности кредиторов и иных юридических лиц, действующих от их имени (юридических лиц, включённых в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности – так называемые «реестровые коллекторы»).
Следует отметить, что Закон не содержит общепринятого в быту определения «коллектор». Но для удобства восприятия, будем называть их в данных рекомендациях именно так.
Сведения о реестровых коллекторах, которые прошли определенную процедуру проверки на соответствие требованиям Закона, расположены на сайте ФССП России в разделе «Сервисы» http://fssprus.ru/gosreestr_jurlic/
    Необходимо понимать, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.
    
Какие действия по возврату просроченной задолженности законны?
    Кредиторы и лица, действующие от их имени, имеют право контактировать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, смс-уведомлений, электронной и почтовой переписки.    
Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником:
любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные/праздничные дни;
личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю;
телефонные звонки допускаются не более одного раза в сутки,  не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати в месяц.

Что запрещено кредиторам при взаимодействии с должником?
При любых контактах запрещены угрозы причинения вреда здоровью или жизни, уничтожения или повреждения имущества.
Не допускается оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц.
Как и не допускается вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства.
    
    Как себя вести, если Вы имеете займы и просроченные обязательства?
Сохраняйте свои экземпляры документов, подписанных при оформлении займа, в период исполнения договора и в течении 3 лет после возврата долга. Храните все квитанции и расписки о погашении долга;  
Не общайтесь анонимно: если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО  и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не воспрещает Вам просить копии этих документов, либо их фотографировать);
Если вы заметили, что кредитор применяет неправомерные методы воздействия, фиксируйте вашу беседу с помощью диктофона (аудио - и видеофиксация общения). Как правило, предупреждение оппонента о том, что разговор будет записан, помогает оппоненту быть более корректным;
Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков, обратитесь к своему оператору связи, попросите у него распечатку (детализацию) звонков, содержащую время звонков, номера абонентов;
Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью.

    Как бороться с угрозами и другими противоправными действиями?
Рассмотрим несколько вариантов развития событий:
Лица, осуществляющие действия по возврату просроченной задолженности (коллекторы), угрожают причинением вреда, убийством и др. Необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, при этом целесообразно письменно ходатайствовать об установлении номер телефона звонящего и кому он принадлежит;
Коллекторы пытаются попасть в Ваш дом, аргументируя это необходимостью описать и изъять Ваше имущество. Срочно вызывайте полицию и попросите выйти 2-х соседей, которые станут свидетелями правонарушения. Требуйте у коллекторов предъявить документы, чтобы в случае их ухода до момента прибытия полиции (обычно именно так и получается) Вы смогли подать заявление в правоохранительные органы. Запомните: наложение ареста на имущество должника с составлением «Акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества)» осуществляется судебным приставом-исполнителем в соответствии с полномочиями, которые он получает на основании вступившего в законную силу судебного акта. Коллекторы к этому процессу не имеют никакого отношения;
Коллектор требует внести платёж не на счёт в банке, а отдать ему наличными. В данном случае может иметь место факт вымогательства и злоупотребления служебными полномочиями (можно подать заявление в полицию);
Допущено разглашение Ваших персональных данных без Вашего согласия. Вы вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
Коллекторы не угрожают жизни и здоровью, но, в то же время, нарушают, по Вашему мнению, Ваши иные права  – то в этом случае всё зависит от того, кто именно нарушил Ваши права. Если это кредитор, не являющийся кредитной организацией, реестровый или нелегальный коллектор нарушает требования Закона, то необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов. Если  кредитор является кредитной, либо микрофинансовой  организацией то возможно обратиться в территориальный орган Центрального банка Российской Федерации.
При обращении в Федеральную службу судебных приставов для объективного рассмотрения Вашего заявления и достижения удовлетворительного результата целесообразно в заявлении детально в хронологическом порядке изложить события и одновременно приложить следующие документы:
Копию паспорта;
Копии договоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии  судебных актов о взыскании денежных средств;
Детализацию смс-сообщений  и телефонных звонков от оператора сотовой связи; копии договоров на оказание услуг, заключённых с операторами сотовой связи;
Аудиозаписи общения (на компакт-диске);
Цифровые копии изображения экрана монитора компьютера («Скриншоты»), свидетельствующие о том, что коллекторы размещают в различных социальных сетях негативную информацию в отношении должника;
Распечатанные копии электронных писем;
Копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы;
Копии ответов органов прокуратуры, если Вами оспаривались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
Копии ответов из территориального органа Центрального банка Российской Федерации или прокуратуры, если обращались в эти органы.
Копии вышеуказанных документов можно сделать на личном приёме в Управлении Федеральной службы судебных приставов, если нет денежных средств на их копирование.

Многие из вышеперечисленных государственных органов имеют в сети «Интернет» свои интернет-приёмные. Подача документов через интернет-приёмные сократит время на почтовую пересылку.
Если Вы являетесь субъектом бесплатной юридической помощи (перечень категорий граждан,  имеющих  право на  получение бесплатной  юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, содержится в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), то Вы по месту своего жительства можете обратиться к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь.
 Перечень указанных лиц (адвокатов), их контактные данные размещены на официальном сайте Министерства юстиции Мурманской области по адресу: minjust@gov-murman.ru в разделе Бесплатная юридическая помощь.
    Таким образом, соблюдая простые рекомендации и досконально изучив свои права, Вы будете спокойно реагировать на любые выпады коллекторов: все противоправные действия, которые они совершат в отношении Вас, впоследствии будут направлены против них самих.
С текстами нормативно-правовых актов, указанных в настоящих рекомендациях, Вы можете ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).


Отдел правового обеспечения и работы с обращениями граждан

(8152)40-22-45

Время создания/изменения документа: 31 августа 2017 15:58 / 31 августа 2017 16:00

Версия для печати